Вопросы о полиграфии
ЧТО ТАКОЕ ОФСЕТНАЯ ПЕЧАТЬ?
Это технология печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр. Соответственно, в отличие от прочих методов печати, изображение на печатной форме делается не зеркальным, а прямым. Офсет применяется главным образом в плоской печати.
В традиционной офсетной печати краска попадает на бумагу, проходя как минимум два вала — один из них называется валом с формой, а другой — офсетным валом. Форма чаще всего представляет собой пластину с фоточувствительным покрытием (как правило, основой пластины служат сплавы алюминия (в советское время, как правило, использовался картон с нанесением покрытия).
Затем на форму наносится изображение. После экспонирования и проявки засвеченные части формы начинают притягивать воду и отталкивать любую маслянистую субстанцию, в частности краску. Такие части называются гидрофильными и (реже) олеофобными. Оставшиеся (незасвеченные) части форм начинают, наоборот, отталкивать воду и притягивать краску. Они, в свою очередь, называются гидрофобными или олеофильными. Таким образом краска переносится исключительно на гидрофобные части формы, формируя буквы и изображения. При каждом повороте с помощью системы увлажняющих валиков вал с печатной формой омывается водой, затем через систему красочных валиков на его гидрофобные части наносится краска. Изображение переносится с вала с печатной формой на офсетный вал, а оттуда — на бумагу. Офсетный вал способствует меньшему износу форм и большей ровности краски.
ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ?
Это изготовление тиражной печатной продукции с помощью «цифрового» оборудования. Под цифровым оборудованием понимают устройства, печатающие непосредственно из электронных файлов, получаемых от рабочих станций, и использующие не офсетную технологию, а технологии прямого нанесения красок, так же как в принтерах и ризографах. Правильнее было бы назвать этот способ печати «печать без применения вещественных печатных форм».
КАК ИЗМЕРИТЬ ФОРМАТ ИЗДАНИЯ? КАКИЕ БЫВАЮТ ФОРМАТЫ?
Измерить формат очень просто. Для этого Вам понадобится обыкновенная линейка, которой Вы измеряете стороны издания в миллиметрах. В большинстве случаев размеры Вашего издания будут соответствовать одному из стандартных размеров, указанных ниже, либо незначительно от них отличаться.
Конечно же, в полиграфической практике существует гораздо больше стандартных форматов, но мы в таблице указали наиболее распространенные, с которыми Вам и придется столкнуться.
ЧТО ТАКОЕ АЛЬБОМНЫЙ И КНИЖНЫЙ СПУСКИ?
Скрепление издания (скобами или на клей) по его короткой стороне (например в случае брошюры формата А4 – по стороне длиной 210 мм) называется альбомным спуском, по длинной (соответственно по стороне длиной 297 мм) – книжным.
ЧТО ТАКОЕ ПОЛОСА?
Полоса в полиграфии — скомплектованная часть наборной формы, дающая на бумаге оттиск страницы издания, то есть одна полоса = одна страница.
ЧЕМ БРОШЮРА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ БУКЛЕТА?
Буклет — это изделие из одного листа, имеющее несколько полос благодаря фальцовке. Брошюра же — это многолистовое издание, где обязателен брошюровочный процесс, то есть скрепление листов.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ИСПОЛЬЗУЕЦА ТОЛЬКО ФАЛЬЦОВКА, А В КАКИХ ДОБАВЛЯЕТСЯ БИГОВКА?
При печати, к примеру, буклета на бумаге плотностью 150 г/м2 используется только фальцовка издания, а при увеличении плотности бумаги до 170 г/м2 и более перед фальцовкой необходимо делать биговку, чтобы избежать заломов бумаги при сгибе листов. Всё это обязательно учитывается при расчёте тиражей.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛАК?
Для защиты издания от «отмарывания» краски при насыщенном изображении при послепечатной обработке используется офсетный или воднодисперсионный (ВД) лак.
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ОФСЕТНАЯ И МЕЛОВАННАЯ БУМАГИ?
Офсетная бумага на ощупь шероховатая, Вы можете понять это на примере офисной бумаги для принтера плотностью 80 г/м2. Мелованная же бумага на ощупь гладкая, её плотность может варьироваться от 90 г/м2 до 300 г/м2.
КАКАЯ МЕЛОВАННАЯ БУМАГА ЛУЧШЕ — ГЛЯНЦЕВАЯ ИЛИ МАТОВАЯ?
Мелованная матовая бумага визуально выглядит плотнее, на глянцевой ярче смотрятся краски. В большинстве случаев выбор одного из видов «меловки» — вопрос индивидуальных предпочтений заказчика, его вкусов.
ЧТО ТАКОЕ ПЕЧАТЬ НАВЫЛЕТ?
Если элементы на полосе издания не сгруппированы внутри образного формата, а имеют изображения, уходящий в край полосы или за поля заданного формата, то это и есть печать навылет.
КАК РАСШИФРОВЫВАЕТСЯ CMYK?
В цветовой модели CMYK используется четыре цвета. Первые три названы по первой букве цвета и составляют CMY – Cyan [голубой], Magenta [пурпурный], Yellow [желтый]. В качестве четвертого цвета используется черный [black].
ПОЧЕМУ «БУМАЖНЫЕ» ЦВЕТА ТУСКЛЕЕ, ЧЕМ «МОНИТОРНЫЕ»
Причины этого кроются в принципах получения цвета на бумаге и цвета на экране. CMYK называют субтрактивной цветовой моделью. Субтрактивный – означает вычитаемый. Поверхность поглощает в себе часть лучей спектра, а часть отражает. То, что она отражает мы и видим как цвет. Например белый цвет получается у той поверхности, которая полностью отражает весь свет. А черный у той, которая весь свет поглощает. В этом заключается принципиальная разница между смешением цветов монитора и краски на бумаге. На экране все наоборот. Монитор не поглощает и не отражает, а сам является источником света. Из уроков физики мы помним, что луч белого цвета, направленный на призму расходится на спектр и сходится обратно в белый свет. Монитор устроен так же. Чем больше цветов (то есть лучей света) мы смешаем, тем светлее цвет. Поэтому такой метод образования цвета называетсяаддитивным, что означает — добавляемый.То есть между RGB и CMYK.
ЧТО ТАКОЕ ПАНТОНЫ ИЛИ ПЛАШЕЧНЫЕ ЦВЕТА В ПОЛИГРАФИИ?
Плашечные цвета в полиграфии принято называть пантонами, по названию корпорации, внедрившей в полиграфию этот стандарт (Pantone).
Пантоны – это краски определённых цветов, смешанные и приготовленные ещё до их попадания в печатную машину. Цвета пантонных красок получают не в процессе их наложения друг на друга в процессе печати, как в модели CMYK, а в специальном смесителе, по средству смешивания 14и базовых цветов. Таким образом, в секцию печатной машины попадает уже отколированная краска нужного цвета.
Каждый пантонный цвет имеет свой уникальный идентификационный номер и букву. Соответствие этих номеров и цветов отображено в специальном каталоге плашечных цветов (пантонный веер или пантонник). Цифры в название пантона являются его уникальным номером, а буквы – определяют его принадлежность к определённому типу бумаги. С – мелованная бумага, U – немелованная, M – матовая. Связано это с тем, что на разных типах бумаги цвета друг от друга будут отличаться, это связано прежде всего со степенью впитываемости краски в различные виды бумаг.